МОИ СТАТЬИ

Сорта пионов по срокам цветения ( из моей книги «Мое увлечение.Пионы.»)

_____________________________________________________________

Я и Жан-Люк Ривьер (Jean-Luc Riviere) в его питомнике.

АСА ГРЕЙ – Aza Gray (Крусс 1886,Франция)

КОЛЕТТ ТЮРИЛЬЕ — Сolette Thurillet (Ривьер, 1988г, Франция)
ЗОЛОТОЙ ВЕК ФРАНЦУЗСКИХ ПИОНОВ.
Свое триумфальное шествие по Европе пионы начали в начале Х1Х века. Именно в это время они попадают сюда из Китая. Наибольшую популярность пионы завоевали во Франции, которая, по сути, стала их второй родиной. Во Франции их можно было увидеть в парках Версаля, Фонтенбло и других королевских резиденциях. В своем саду в Мальмезоне императрица Жозефина посадила первые пионы, переданные ей в дар императором Китая. Жозефина, выращивая пионы, расширяет свою коллекцию и в конце своей жизни её дарит графу де Кюси, который впоследствии передал коллекцию в питомник своего друга Огюсту Кало (Auguste Calot), С 1835 начинается золотой век французской селекции пионов. Расширяются коллекции, активно идет селекция французских сортов. Питомники пионов во Франции становятся семейными предприятиями, передаются от отца к сыну, или близким друзьям. Так Огюст Кало передает свою коллекцию сыну близкого друга Феликсу Круссу (Felix Crousse, 1840-1925) В это время же его друг Виктор Лемуан (Victor Lemoine,1823-1911) занимается селекцией пионов вместе со своим сыном Эмилем Лемуаном. Одним из первых импортеров пионов из Китая в 1830-1835 годах был Модест Герен (Modeste Guerin). Затем он объединяет свою коллекцию с коллекцией Этьена Мешана (Etienne Mechin, 1815-1895), внук которого Огюст Дессер (Auguste Dessert) принимает на себя руководство семейным питомником и создает свои собственные сорта. Перед своей смертью Дессер продает свою коллекцию питомнику «Дориа и сын».
Основанный в 1848году, питомник Эдуарда Дориа (Edouard Doriat) является одним из старейших питомников пионов в Европе. С этого же года до сегодняшнего времени недалеко от Лиона выращивает пионы питомник Ривьер (Riviere). Бенуа Ривьер со своей коллекцией участвует в цветочных выставках в Бордо, Лионе, Париже и за пределами Франции – в Лондоне и Турине. К сожалению, в 1913году Бенуа Ривьер умирает в возрасте 48 лет работу питомника пришлось приостановить до 1925 года. К этому времени его сын Антуан Ривьер (Antoine Riviere) подрос и принялся за возрождение питомника и расширением коллекции пионов. После смерти отца его сын Мишель Ривьер берет на себя заботу о питомнике. В течение 20 лет он работает по улучшению ассортимента, а также над созданием новых сортов. В настоящее время питомником владеет уже шестое поколение Ривьеров, а именно Жан-Люк Ривьер (Jean-Luc Riviere). Сегодня его питомник является самым крупным и старейшим в Европе. Несколько лет тому назад я побывала в нем. И питомник и его хозяин Жан-Люк Ривьер произвели на меня большое впечатление.
«Французский» период в истории пионов ознаменовался созданием коллекции сортов с розовидной формой цветка, которая до сих пор является самой популярной среди цветоводов.
___________________________________________________

ОПАЛИН – Opaline (Тьерри Рат, Франция)

ПРЕЛЮД (ПРЕЛЮДИЯ) — Prélude ( Тьерри Рат,1999, Франция)

ПИНК ФАРАНДОЛЬ — Pink Farandole (Тьерри Рат,1998, Франция)
ФРАНЦУЗСКИЙ ШИК В СОВРЕМЕННОЙ СЕЛЕКЦИИ ПИОНОВ.
Почти два века прошло со времен Кало, Герена, Крусса и Лемуанов. Кто же сейчас кроме питомника Жан-Люка Ривьера (Jean-Luc Riviere), продолжает традиции великих французских селекционеров, что нового появляется во французской селекции?
В начале XXI века зазвучало новое имя – Тьерри Рат (правильно Ра, но оставим для русского благозвучия непроизносимую букву «т»). Он уже более 20 лет с интересом комбинирует скрещивания для создания межвидовых гибридов. Как написал он мне в письме: « Я в своей работе следую трем направлениям:
1 – в цветовой гамме отдано предпочтение созданию межвидовых гибридов традиционных красных, розовых, белых, пурпурных окрасок. Интересно для меня это направление тем, что в настоящее время среди гибридов американцы создали множество сортов в желтых тонах, а я стремлюсь к другим цветовым решениям.
2 – по форме — получения максимум сортов с махровыми цветками разной окраски среди не только межвидовых гибридов, но и среди ито-гибридов.
3 — создание межвидовых гибридов с низкорослым кустом и махровыми цветками для контейнерной культуры».
Четыре года назад первые гибриды Тьерри Рата появились в моем саду. И сегодня они цветут уже в полную силу и являются бесспорным украшением моей коллекции. Ничуть не принижаю красоту старых французских сортов, стебли которых, к сожалению, очень плохо держат пышные шапки махровых цветов. Сорта Тьерри Рата отличаются яркими воздушными цветами на прочных, толстых стеблях, не требующих установки опор. Активный рост куста, раннее и очень обильное цветение – еще одно из преимуществ этих пионов. Да, большинство сортов с простой формой цветка. Но собирая коллекцию или просто высаживая пионы в саду, мы все стремимся к разнообразию форм и цвета, сроков цветения. Хочется посадить и самые ранние и самые поздние. Особое отношение к ранним сортам, когда после долгой зимы хочется поскорее насладиться яркими красками лета. Считаю, что гибриды Рата отлично справляются с этой задачей, радуя наш взор и сердце пронзительными по яркости и красоте сортами. С некоторыми из них я и хочу вас познакомить и, надеюсь, вы оцените французский шик пионов месьё Рата.
___________________________________________________

О БЕДНОМ «ЯПОНЦЕ» ЗАМОЛВЛЮ Я СЛОВО…..

Зима пришла, а с ней и время появилось, чтобы разобрать фотографии сортов пионов. И вот какая мысль родилась- есть у нас недооцененные сорта по своим заслугам. Это пионы с японской формой цветка. А ведь эти сорта олицетворение изящества и восточного стиля. Появившись впервые в Японии, в конце XIX-начале XX веков сорта пиона с необычной формой завезли в Европу. Эта новая форма, пришедшая из Японии, получила название «японской» формы цветка и заняла свое место в садовой классификации. Во Франции в 1899году одним из первых сортов этой формы был зарегистрирован О.Дессером сорт Petit Rene (Ретит Рене). В настоящее время в регистре пионов более 200сортов сортов «японцев».

Итак, что это за японская форма цветка и чем она хороша? Это своего рода переходная форма между простой и махровой формами цветка. Один-два ряда внешних лепестков, в центре цветка расположены многочисленные тычинки, которые в результате многолетней селекции превратились в очень узкие и вытянутые лепестки (стаминодии), которые образуют помпон с разнообразной окраской. Легкие, изящные цветки, парящие над кустом на прочных цветоносах и не склоняющиеся под грузом цветов, что, как правило, мы наблюдаем у махровых форм пионов. Эта совокупность признаков отображает всю красоту восточного, японского стиля.

Второе неоспоримое преимущество сортов с японской формой цветка – это их контрастность в расцветке. Практически  цветовая палитра сортов этой группы построена на контрасте желтого (и его оттенков) центра и цвета основных лепестков, которые представленные всеми доступными для пионов расцветками – белой, розовой, красной.

Японцы считают, что в красоте выражается божественная сущность мира, а красота вещей не всегда бывает явной и «не лезет в глаза». Цель каждого человека – увидеть ее за обыденностью привычных вещей. Присмотритесь к стаминодиям , какое у них разнообразие – прямые, закрученные, широкие, узкие, короткие, длинные! Есть с забавными формами, с краями ровными, волнистыми, гофрированным. У некоторых сортов стаминодии имеют контрастно окрашенные кончики. Да и сам помпон может порой удивлять своими внушительными размерами. Настоящая красота  в деталях!

Ну а теперь о недостатках сортов с японской формой цветка…..-А их нет! – Не может быть!- скажете вы. Давайте поищем. Начнем с цветка – наличие, как правило, двух контрастных расцветок – неоспоримое достоинство. Стебли, а они у «японцев» не всегда толстые – как правило, в опоре не нуждаются, стойко переносят и дождь и ветер. Обильное и долгое цветение – их типичная характеристика. Нет «мусорности» при отцветании, эти пионы самоочищаются. И самый грозный недостаток многих пионов – болезни, почти не коснулся «японцев», они стойко отражают «грибные» атаки.

Как я уже написала, что японская форма цветка — это своего рода переходная форма между простой и махровой формами цветка. И вот в таком «переходе» у отдельных сортов этой группы мы видим совершенно потрясающую форму, которая не похожа уже на изящного «японца», но еще и не дотягивает махровостью и округлостью формы, чтобы назваться розовидной или шаровидной. Ну и как же правильно назвать шапку петаллодий, расположенной на широких основных внешних лепестках. Для корончатой эта форма слишком правильная, для бомбовидной рыхловата. И вот появилась в классификации АНЕМОНОВИДНАЯ форма, как разновидность японской формы цветка. Это действительно 2 в 1, потому что на кусте, как правило, можно наблюдать две формы цветов – японскую и анемоновидную. Похоже на сказку, когда в одной стае уток, некоторые утята становятся лебедями. Как же я люблю эту анемоновидную форму!!! Вот уж где полет фантазии природы в цветовых оттенках и формах!!!

Ну вот так незаслуженно обходим вниманием то, что заслуживает его. Посадите, понаблюдайте и пионы с японской формой цветка навсегда завоюют ваше сердце!